В условиях эпидемии коронавируса COVID-19 структура грузоперевозок значительно изменилась. Такие факторы как сбой цепочек поставок, перебои в работе портов и девальвация валюты оставили серьёзный отпечаток на рынок перевозок и в Украине.
Сложно подвести итог уходящего года и подсчитать весь ущерб, нанесённый отрасли, но можем уже сейчас говорить об основных логистических тенденциях:
- Нарушены привычные связи между производителями и потребителями;
- Разбалансированы основные грузопотоки, которые связаны с введением ограничений, изменениями спроса, закрытие границ стран, массовое закрытие торговых точек и т.д;
- Происходит непонимание ситуации, отсутствие понятных правил в условиях карантина;
- Резкое снижение объемов перевозок;
- Ставки внутри страны достигли пикового минимума.
В настоящий момент украинские логистические компании переживают не лучшие времена, пытаясь удержаться на плаву во время кризиса.
По мнению экспертов, такое состояние продлится ещё долго. Более мелкие перевозчики, которые не смогут в этот период перераспределить свои расходы, могут закрыться, что вытеснит квалифицированных водителей из бизнеса и ускорит долгосрочную нехватку дальнобойщиков.
По статистическим данным, около 75% автотранспортных компаний в Украине имеют менее 20 грузовиков, а 87% – шесть или меньше. Такие предприниматели чаще полагаются на разовые рейсы, чем на долгосрочные договорные отношения.
Проведя опрос дальнобойщиков, ставки снизились до минимального порога, и составляют менее половины суммы, которая необходима для оплаты топлива, страховки, ремонта автомашин и других эксплуатационных расходов. Заработная плата в основном рассчитывается расстоянием перевозки, и она также снизилась.
Если бизнес не вернется к нормальному уровню в течение следующего пол года, то небольшим компаниям и мелким предпринимателям придется продавать свои машины.